Фотоотчет: Рассказ о путешествии по Гран Саванне.

Он позвонил мне из Москвы среди ночи, и сообщил, что приедет в Венесуелу второй раз, и острова, где пеликаны бросаются камнем вниз, и Канайму, где водопады, он уже видел. А вот джунгли с индейцами и много водопадов, и чтоб сплавится по рекам, это то, что будет нужно организовать.
Поскольку мы не были прежде знакомы, я, сквозь сон, отнёсся к этому звонку настороженно. Договорился , что он позвонит мне, когда прилетит на остров Маргарита и мы всё решим. Я постарался запомнить, что его зовут Миша, но ничего хорошего я от этого звонка не ждал.
Однако, когда мы встретились,то были приятно удивлены сходством наших интересов, и понятиями об экстриме.Спутница Миши, хоть и была московской певицей, и выглядела соответствующе, сразу сказала ,что поедет куда угодно, но только чтоб ночевать в хороших гостиницах.

Поэтому, составляя маршрут экспедиции , мы учли это пожелание, и ночёвки в гамаках, лесах и на болотах заменили пятизвёздочными отелями.Решено было отправится на машине по дороге золотоискателей к бразильской границе и углубится в Гран Савану –страну тепуев и водопадов, чтоб увидеть водопад Апонгвау,высотой 105 метров, на реке заселённой индейцами племени Арекуна.
На следующий день мы отправились в путь на пароходике до Куманы.По дороге мы наслаждались морскими пейзажами и напитками, а местные пассажиры с интересом нас разглядывали.

За разными беседами о истории конкисты,закладки первого испанского города – Куманы и другими интелектуальными занятиями мы быстро добрались до порта.

Кумана не сильно туристический город и беглый осмотр форта
на горе и аренда автомобиля не заняли у нас много времени.

Привыкший пилотировать немецкие машины марки Порш Миша, был разочарован ассортиментом арендуемых машин. Но Мануэль, у которого я обычно арендую машины настолько приветливо растопыривыл уши и улыбался улыбкой пони, что решили другую фирму не искать.
Из того что было выбрали 2-х литровый Хундей Элантра.
После первых километров пробега Миша вынес вердикт: Мануэль-распиздяй! Машина требует серьёзного техосмотра.
Вторую половину дня , по просьбе Тани мы посвятили осмотру пляжей национального парка Мочима,расположенного рядом с Куманой.

Посещение рыбного ресторана на берегу явилось достойным завершением первого дня нашей , пока вмеру экстримальной, экспедиции.
Ранним утром, с твёрдым намерением проехать не меньше 600 км за день мы выехали по извилистым горным дорогам штата Сукре и взяли курс прямо на юг.
Конечно по дороге мы остановились у самой известной пещеры Америки «им. Александра Гумбольта»

а так же закупили провизии в дорогу, у продовцов фруктов и овощей.

Пересекая штат Монагас, густонаселённый водными индейцами Варао Мы ненадолго заехали и к ним.

Перед закатом на реке всегда можно увидеть много интересного.Наш проводник завёз нас на лодке в узкую, заросшую речную протоку, и мы наблюдали за большим стадом обезьян — капуцинов.
Уже в темноте мы пересекли Ориноко и вьехали в главный город штата Боливар – Пуэрто Ордаз. Отель «Интерконтиненталь» пришёлся ребятам впору и утром мы наслаждались видом на водопад «Ла Йувизна»(рис.14)
С этого момента и начался наш «водопадный маршрут».Перед выездом из города мы заехали в парк «Качамай»,знаменитый своими водопадами.

На деревьях и торговых палатках мы повстречали всё тех же обезьян –капуцинов, что и в дельте Ориноко.(рис.16)
Без фанатизма осмотрев парк с обезьянами и множеством водопадов мы выехали на южную трассу и направились в сторону бразильской границы.
По дороге до национального парка Рорайма , много поселений золотодобытчиков. Проезжая шахтёрские посёлки мы обратили внимание, что гербы посёлков украшены циркулём , угольником и звездой. Толи это потому, что тут золото,толи золото тут потому, что тут побывали «вольные-каменьщики», остаётся загадкой.
В знаменитом Эль Дорадо решено было подзадержаться , но в общем то, все шахтёрские посёлки похожи друг на друга и не безопасны.( рис17)
Лас Кларитос — наиболее криминальное место, там лучше, даже не останавливаться, но сразу за ним начинается живописные предгорья Рораймы.
Первое замечательное место — Пьедра де ла Вирджен.(рис.18)Очень симпатичный природный монумент,скала поросшая экзотическими растениями и окружённая вечнозелёным лесом.
Уже вечерело, и мы решили свернуть с главной дороги, в сторону посёлка Каванаен. На карте была нанесена дорога, и выходило, что ехать в сторону надо километров 80. На то, что дорога нанесена пунктиром мы не обратили внимания и поэтому были весьма удивлены ,когда очень быстро асфальт закончился и началась грунтовая дорога.(рис19)Поначалу она было неплохая и мы просто поняли, что засветло не доехать, но когда кончилась и грунтовая дорога, и стало быстро темнеть мы начали думать ,что можно не доехать и вовсе. Местами дорога была размыта так, что канавы пересекающие её были глубиной по пояс , в таких местах было много обьездов , которые порой тоже были весьма трудно проходимы. В полной темноте, на довольно низкой легковой машине, мы ползли по камням довольно медленно, издавая переодически страшный скрежет, касаясь выступающих камней днищем. Я пытался шутить, по поводу того, что экстримального туризма без приключений не бывает , но усыпить бдительность моих спутников было нелегко. На частых остановках с целью осмотра очередной ямы, они сосредоточенно пили виски.
Свет фар выхватывал из темноты кроликов,тушканчиков и мелких сов.Совам приходилось сигналить, чтоб согнать их с дороги, но они слетали не сразу.Это укрепляло меня в мысли, что по ночам тут вообще никто не ездит.
Несколько раз нам попадались реки и овраги, по дну которых бурлили ручьи.На обратной дороге всё оказалось удивительно красивым,но ночью было неприятно переезжать их по каким то ветхим швелерам и легкомысленным трубам. (рис.20)
Однако, через каких то 4 часа, мы вьехали в посёлок Каванаен, который приятно удивил нас наличием симпатичных построек и бурной жизнью.(рис.21)

У первых же индейцев,кого мы спросили о ночлеге мы получили ответ , что надо идти в здание христианской миссии и спрашивать Падре.

Здание мисии выглядело очень солидно, мы прошли во внутренний дворик и в здании напоминавшем школу обнаружили пятерых курсантов, которые заверили нас, что Падре сейчас придёт, и стали беседовать с нами. Они охотно рассказали ,что учатся на священиков ордена капуцинов, и это их практика в Миссии , а потом они ещё будут изучать закон божий в Каракасе и к 20 годам , каждый будет заброшен в индейскую деревню для поддержания духа христианства у местного населения.
Мы посовещались с Мишей, и решили на всякий случай за руку не с кем в миссии не здороваться .
Вскоре появился Падре собрал с нас по 4 доллара за ночлег и проводил в шикарные спальни. Каждая напоминала небольшую казарму с 10 кроватями, но поскольку больше никаких постояльцев не было, то мы заняли 2 больших комнаты.

В небольшом трактире, индианка Роза быстро сварганила нам рис и куриное рагу, мы долго и беспечно ужинали, но уцелевший литр джина распили из под полы.На всякий случай.
Ночь прошла спокойно, хотя Таня сказала, что спала чутко и свет не выключала.Многие полагают , что свет отпугивает в тропиках гадов. Хотя у меня и противоположное мнение, высказывать я его не стал.
Под любопытными взглядами местных детишек, мы проследовали в трапезную к Донне Розе ,и вкусили от щедрот, незамысловатой индейской пищи.

(рис25)(рис26)(рис27)
Все фрукты завалявшиеся в багажнике и парфюмерия из отелей пошли под раздачу гуманитарной помощи индейским детям, и мы отправились, по уже знакомой нам грунтовой дороге к водопаду Апонгуау.

Дорога на Апонгуау была ещё хуже, чем вчера.Ребята, то и дело, выходили из машины, и машина,став чуть повыше, с адским скрежетом проходила по камням.Нам просто повезло, что не было дождя. Перед самым водопадом, мы повстречали индейца, который охотно вызвался быть проводником. Это было как раз вовремя, потому что дорога превратилась в свалку валунов, и без знающего человека было не проехать даже на УАЗике.
Кое как, мы добрались до индейской деревушки — Иборибо.Там мы быстро наняли большую пирогу с мотором и поплыли к водопаду. Берега реки окружали мангровые деревья и летали разноцветные птицы.(рис 29)(рис.30) Попадалось много зимородков,цапель и ткачикоых.
Через сорок минут пути, мы добрались до верховья водопада. Река была тут перегорожена толстыми тросами, чтоб потерявший управление водный транспорт не свалился с высоты водопада вниз.
По дороге к водопаду попадались домики индейцев пемонов.Наш гид, охотно рассказывал , что парк Рорайма поделен между племенами Арекуна, к которым он сам и относится, и Таурепанами, которые, живут и в Венесуэле и в Бразилии. А в Канайме обитают Камаракоту.
Как и все индейцы , наш гид был знатоком природы. Он показал нам термитники, и подробно рассказал как делать «кумачи» соус из термитов, муравьёв и сока горькой юки.(рис.31)Показал типичное для этих мест дерево «Копей» , цветы и плоды, которого выглядят весьма экзотично.

(рис32) (рис 33)(рис 34)
Проходя по лугу , типичному для этих мест он показал нам множество интересных растений. Ничем казалось бы не примечательная «Стеголепис» (рис35) ,оказалась растением –хищником. Внутри розетки из листьев оказалось полно насекомых , которые привлекаются запахом, гибнут там и перевариваются растением.

Многие из некрупных цветов при ближайшем рассмотрении оказывались орхидеями, причём большинство растений Рораймы — эндемики, т.е. нигде больше не встречаются.(рис.38)(рис39)(рис40)
Так, с шутками прибаутками, мы добрались до водопада, и были потрясены величественным видом падающей воды.(рис.41)
Оторваться от этого зрелища было непросто,мы спустились вниз и искупались в реке.

На обратной дороге, гид-индеец пригласил нас в хижину своей тётушки. Там как раз варили индейский самогон из юки.(рис.43) Радушная хозяйка зачерпнула банкой браги из бадьи, и поднесла нам. Мы сердечно поблагодарили её, и отказались. Чтоб замять неловкий момент, наш гид выкушал литровую банку и сильно захмелел.
Попрощавшись с гостеприимными индейцами мы поехали дальше в сторону яшмового каньона.
По дороге нам встречались чудесные водопады и мы останавливались полюбоваться на них.

(рис.44)(рис46)
До яшмового каньона пришлось немного пройти от дороги пешком, через индейское поселение. При входе в деревню индейский предприниматель просил записаться в тетрадку и вымогал денег. Мы сказали, чтоб сам записал, что мы эстонцы и денег не дадим, и побрели в каньон.
Каньон был удивительно красив.(рис.47)Небольшой водопад спускался на платформу из яшмы интенсивного красного цвета. Именно на такой, кораллового цвета яшме испокон века в Европе вырезали барельефы – геммы. Старина Шлиман раскопал их немало в Египте и Греции.
Вдоволь набродившись по дну яшмовой реки мы поехали устаиваться на ночлег.
За ужином, подкреплённым доброй порцией рома, было решено ,что водопадов увидено достаточно, и можно ехать обратно в Куману , сдавть машину, которая хоть нас и не подводила, но ветшала на глазах.
Утром мы выехали ещё затемно. Дорога была усеена сбитыми ночью муравьедами. Это весьма крупный и симпатичный зверь, занесённый в Международную Красную книгу. Видимо днём, все туши идут у индейцев в начинку для эмпанад.(рис.48) Несколько раз мы видели живых муравьедов, они косолапо брели по дороге, но как только мы останавливались и доставали фотокамеру, пружинисто прыгали в кусты, и карабраясь по веткам исчезали в сельве. Говорят, что благодаря своим длинным когтям, которым позавидует и Фредди Крюгер, муравьед легко расправляется с охотничьми собаками. Да и людям желающих его схватить или погладить, порой наносит серьёзные увечья.
Чтоб быстро доехать обратно, и не останавливаться для еды, мы загрузились водой, ромом, бананами и черемоей. Черемоя –тропический фрукт, внешне похожий на артишок.

Описать его вкус нелегко, даже, охочий до него Марк Твен, сказал лишь: « сама вкусность» ( “deliciousness itself “- мне уже писали комрады ,про «переводчика –неибацца» поэтому вот так по английски)
Так что добрались мы обратно,на Маргариту, без особых приключений, и в прекрасном расположении духа, проехав за 5 дней 3000 км.(рис.50)