С признательностью и уважением мы перевели на русский язык интересную статью о легендарном летчике Джимми Анхеле : Самолет G-2-W Фламинго – «Река Карони» Джимми Анхеля.
Оригинал статьи находится на сайте венесуэльской гражданской авиации:
Статья о самолете Фламинго и Джимми Анхеле на испанском языке
По случаю 60-й годовщины со дня смерти лётчика из США Джимми Анхеля, ушедшего из жизни 8 декабря 1956 года, и 80-й годовщины со дня его драматической посадки на вершине горы Ауянтепуй 9 октября 1937 года, представился хороший случай написать о его жизни и судьбе его самолета марки Фламинго, по имени «Река Карони» много работавшего под регистрационным номером NC9487, с целью уточнить ряд заблуждений, которые сохраняются в течении долгого времени, относительно его местонахождения, спасения, изготовления копии, местонахождения копии этой машины и прочих самолётах Джимми Анхеля.
Самолет Фламинго «Река Карони» был одним из самолётов купленных пилотом и искателем приключений в венесуэльской сельве Джимми Анхелем, для своих поисковых работ предположительно в 1921-1923 годах, в районе «золотой реки» на «горе 3000 метровой высоты» в Венесуэле, называемой Ауянтепуй.
Джимми Анхель. Водопад и посадка на поверхности Ауянтепуя.
Согласно книге «Дьявольская гора» опубликованной в Нью Йорке 1942, которую следует считать художественной литературой, Джимми Анхель был принят на работу пилотом в компанию ООО « Золото Карони»
в 1935 году, и там он пообещал горному инженеру Л.Р. Деннинсону, автору книги, что покажет ему «самый высокий водопад в мире», который он видел во время своего полета 16 или 18 ноября 1933 года.
Совершая эти полеты на другом самолете купленном в том же году, 24 марта 1935, было установлено что невозможно приземлится на поверхности Ауянтепуя, так что Деннинсон увидел с воздуха водопад, который воодушевившись назвал «Водопад Анхель».
Конечно, в своей книге «Правда о Джимме Анхеле и водопаде Анхель», двоюродная сестра Джимми Анхеля, упоминает об этом событие, как имевшем место во время некой встрече в Каракасе в 1937 году, когда шла подготовка к путешествию, результатом которого стало приземление на поверхности Ауянтепуя.
На этой встрече, Анхель познакомился с инженером и иследователем Густавом «Кабуя» Эни, заинтересованным в участии в проекте. Когда они обсуждали, водопад, он спросил как он называется, и не получил ответа. Тогда, именно Эни предложил дать имя водопаду Анхель по фамилии Джимми, который этот водопад открыл.
Водопад уже конечно был известен местным индейцам, и существовал эскиз 1910 года, лейтенанта венесуэльского военно-морского флота Эрнесто Санчеса Круса, которому было поручено исследование Домом Блом
из Сьюдада Боливар, и на карте 1929 года горы Ауянтепуй (поначалу известной как ЙаЙуйантепуй) сделанной испанским исследователем
и моряком Феликсом Кардоном Пуигом, для Министерства развития, водопад обозначен как Пакупай-Меру (па — место, купай — лагуна, меру – водопад), «Водопад из лагуны» (сегодня его зовут Керепакупайвена, что означает «Водопад самого глубокого места». Это была та самая карта, которую использовали Деннинсон и Анхель в 1935 году. Проблемы с самолетом заставили их вернутся на аэродром.
Керепакупайвена или Водопад Анхель, это самый высокий непрерывный и бесперебойный водопад в мире, в 15 раз выше Ниагарского водопада, высота падения воды с поверхности Ауянтепуя 972 метра, в сельве Гуаянского нагорья, в национальном парке Канайма.
В декабре 1936 года Анхель, связался с Деннинсоном в США и сказал, что купил самолет, который назвал «Река Карони» в честь реки, течение, которой с юга на север, до слияния с Ориноко, служит главным ориентиром для полетов в Гран Саване. Затем в поисках инвестиций,
Анхель вернулся в Венесуэлу в 1937 году, где познакомился с Феликсом Кардоной, с которым начал летать. Именно Кардона, был тем, кто 10 мая 1937 года сфотографировал с воздуха в первый раз водопады Ауянтепуя, хотя они и не нашли место, где можно было бы приземлиться.
Затем, растеряв своих спонсоров и пережив серию неудачных экспедиций по суше проделанных Кардоной на протяжении нескольких месяцев, Анхель отправился в Баранкийю чтоб подремонтировать самолет , а затем возвратился в Каракас чтоб найти новых компаньонов. Из Каракаса в Сьюдад Боливар он вернулся в сентябре 1937 года, с Густавом Эни и Кардоной, в числе прочих.
Все они отправились из лагеря Гуаярака (с южной стороны Ауянтепуя ) — Анхель, Кардона, Эни и один нанятый им человек с большим опытом экспедиций в сельве, по имени Мигель Дельгадо.
После череды неудач, Эни был заметно обеспокоен, согласно рассказу Кардоны, он сказал Анхелю, что будь что будет (вплоть до порчи самолёта) лишь бы в том месте было золото. Анхель уверил, что был там и знает очень хорошо где это. Они найдут золото так или иначе.
Джимми Анхель согласился лететь на вершину горы, но сначала отправился за своей женой, Марией Анхель, которая была в Сьюдаде Боливар, чтоб полететь с ней.
В субботу 9 октября 1937 года, в 11 утра, Джимми Анхель с женой Марией, Густаво Эни и Мигелем Дельгадо, взлетел на Фламинго «Река Карони». Кардона отказался лететь с ними, осознавая опасность приземления. На самолете было установлено радио, связанное с другим радио в лагере, чтоб поддерживать контакт с Кардоной.
Затем, по прошествии времени, в 11.45 Анхель выбрал место кажущееся подходящим. Он выключил зажигание и подачу топлива и плавно коснулся земли, и как положено покатился по земле, до тех пор пока колёса, особенно левое не провалилось и попало на кочку покрытую травой резко задержав самолет, который уткнулся носом в землю, погрузив мотор в грязь с хвостом задранным вверх. Ни самолет не экипаж не пострадали, если не считать незначительных ушибов и одного перебитого бензопровода.
Они попытались вытащить самолет, но безуспешно. Радио не работало. Кардона ждавший новостей, до наступления темноты сделал несколько попыток связаться с ними, но не получил ответа. Один из сигналов был услышан в Каракасе, и это встревожило родственников Эни. Тем временем, имея достаточно припасов, члены экспедиции решили обследовать поверхность Ауянтепуя на предмет золота, следуя первоначальному плану, который и привел их сюда.
Спустя два дня, стало понятно, что золота найти не удалось и самолет «Река Карони» безнадёжно завяз в грязи. Анхель написал такую записку :
«От Джимми Анхеля. Этот самолет Фламинго приземлился здесь в субботу 9 октября 1937 года в 11.45, посадка была намеренной и была прервана на этом месте. Пробег самолёта по земле составил 230 м прежде чем попал на мягкий участок грунта и завяз. Повреждено левое крыло, перебит шланг масляного радиатора. Нет видимых повреждений пассажиров, госпожи Анхель, Густаво Эни, Мигеля Дельгадо. Сегодня, 11 октября вы выходим в добром здравии в направлении лагеря Камарата, наше радио полностью сломано».
Проведя три дня на вершине, было решено начать спуск. Под руководством Эни, который уже разведал часть обратного пути с Кардоной. Прежде чем начать свой долгий переход в Камарату, экипаж при помощи верёвок освободил нос самолета из грязи, потому что Джимми не хотел оставлять свой самолёт в таком недостойном положении. Распустив ткань на полоски они выложили на крыле надпись «Всё в порядке» и стрелку указывавшую направление в котором пошла их группа.
При помощи веревок, которые они захватили с собой, они спускались по вертикальной стене горы. Возвращение заняло 10 дней, в то время как самолёт Локхид Электра венесуэльской авиакомпании Аэропосталь безуспешно облетал зону горы в поисках Фламинго, но была плохая видимость. В один из перерывов между поисковыми облётами самолет преземлился в Урейене, чтоб узнать нет ли каких новостей, и там они повстречали прибывших с горы исследователей живых и здоровых.
Самолет Фламинго «Река Карони» оставался на этом месте 33 года.
Водопад официально окрестили Анхелем, в публикации «Исследования Гран Саванны» написанной С.И. Агирревере, В.М. Лопесом, С.О. Дельгадо и К.А. Фримэном в журнале Министерства Развития, Том III, № 19 от декабря 1939 года » в знак уважения к его популяризатору известному летчику Джеймсу (Джимми) Анхелю».
Джимми Анхель, в свою очередь в тот же год вернулся в регион с новым самолетом, и летал до тех пор пока после трёх аварий, включая смерть военного летчика во время спасательной экспедиции Джимми Анхеля и его пассажиров, после падения Анхеля в результате нехватки топлива, ему было запрещено летать в Венесуэле в 1942 году.
¿Ryan Flamingo?
Одна из наиболее серьезных заблуждений относительно самолёта модели Фламинго, это изготовитель. В течении десятилетий упоминается о Риан Фламинго, что совершенно не правильно. Таким образом выставлялся в Музее авиации военно воздушных сил Венесуэлы в Маракае, и также появлялись упоминания об этом в различных документах,журналах и даже книгах. В других случаях его называют «цельнометаллический Фламинго».
Истинный изготовитель это «Метал Эиркрафт Корпорация» с аэродрома Лункен Синсинати Огайо,США. Использование имени Рьян в Венесуэле происходит от самолёта «Дух Святого Луиса» Чарльза Линберга, который посещал Венесуэлу в 1928 году на борту своего известного Рьяна НИП.
На самом деле,в своем обзоре посвященному авиационному шоу в Детройте в мае 1928 года, журнал «Полет» описывает самолёт, как «металлическая версия самолёта Дух Святого Луиса». В свою очередь, наименование «цельнометаллический» Фламинго, происходит из того, что вся конструкция самолета выполнена из металла, а название модели «цельнометаллический» взято в кавычки.
«Метал Эиркрафт Корпорация» сформирмировалась в мае 1928 года, на базе Корпорации Томас И. Халпин и продолжила развититие Халпин Спешал, по выпуску цельнометаллических одномоторных пассажирских самолётов с верхним крылом в начале 1928 года.
Самолет, сконструированный Ральфом Граиченом для Томас И.Халпин и разработанный G-MT-6 (от Граичен металлический 6 местный самолет), был зарегистрированный Х4487 и послуживший прототипом цельнометаллического Фламинго.
По информации, которую можно найти в сети, существовало два прототипа одного самолёта, оснащенных двигателем Pratt & Whitney Hornet на 525 л.с. и Wasp на 410 л.с., что подтверждается сохранившимися свидетельствами о регистрации.
В продолжение модельного ряда, развивался металлический фламинго G-1, первый в серии 5-и местный, с мотором P&W Wasp на 450 л.с, был создан в единственном экземпляре. Об этом нам известно из свидетельства о регистрации C7960,сертифицированного по типу 2-19. Следующим был создан Фламинго G-2, 6-и местный о котором нам известно из свидетельства о регистрации NC588 , сертифицированного по типу 2-63.
В 1929 году предприятие переехало на другой завод расположенный на аэродроме Лункен, для производства модели Фламинго G-2, по распоряжению № 192, о выпуске пробной партии Министерства торговли. Эта модель была представлена на авиа-шоу «Национальные авиа-гонки» 1929 году авиатором Элинором Смитом.
Фламинго G-2 имел вариации на 6 и 8 мест. Фламинго G-2-W, был 8 местным, оснащался мотором Pratt & Whitney Wasp на 410 л.с.,таких было выпущено 21 самолет , согласно сертификату
№ 192, 2-62.
Модификация Н, 6-8 местная , оснащалась мотором Pratt & Whitney Hornet на 525 л.с., вышла в количестве 2-х экз. согласно сертификатам №№ 192, 2-67 и 2-75. При этом 2-67 был самолетом на 6 мест и 2-75 на 8 мест.
«Река Карони», зарегистрирован под номером NC9487, как самолет модели G-2-W. Самолет Фламинго получил сертификат 2-62 31 июля 1929 , как модель на 8 мест грузоподъемностью 2636 кг.
Корпорация металлических самолетов выпустила брошюру, в которой обсуждались преимущества цельнометаллических самолетов. Брошюра была адресована компаниям занимающихся коммерческими перевозками. Основной интерес для них представляло то, что можно было достичь наибольшей выгоды от своих долгосрочных инвестиций сведя к минимуму расходы на содержание такого самолёта. Фламинго идеально подходил различным авиалиниям, как легкий самолет для ежедневных полетов и перевозки почты.
Авиакомпании, включая Embry-Riddle (обслуживавшая линию Цинциннати — Индианаполис-Чикаго); авиакомпания Mason & Dixon Air Lines (которая летала из Цинциннати в Детройт); авиакомпания «US Airways»(летающая из Канзас Сити в Денвер) инвестировали средства в эти самолеты.
Брошюра также упоминала о выгоде , технических характеристиках и данных о производительности авиа перевозок. Пилот Фламинго имеющего радиальный мотор Pratt & Whitney на 450 л.с. охлаждал мотор воздухом. С мотором Wasp, самолет летел со скоростью 185 км в час (100 узлов) и максимально до 217 км в час (117 узлов). Для пилота это был «экстраординареный мотор» позволяющий предотвратить какую-нибудь неисправность в воздухе. Большинство моторов крепилось за кольцо болтами к каркасу. Рычаг шел к мотору из кабины пилота. Бак для масла был из алюминия, емкость была рассчитана на 14 галонов и заливалась 11 галонами масла. Она крепилась впереди защитной стенки двигателя. Топливо поступало в мотор из баков расположенных в крыльях самотеком.
Штурвал и рулевая колонка самолета Фламинго имела уникальную конструкцию, там использовался центральный поворотный механизм позволяющий передать управление на соседнее кресло пилота, чтоб управлять самолетом с любого из двух кресел.
Кроме того Фламинго имел два независимых комплекта педалей тормоза для колес шасси.
Крылья были изготовлены полностью из дюраль алюминия, ланжероны были одиночные, фланцы были сконструированы из дюралевых уголков и пустотелых профилей расположенных между ними. Каждое крыло имело по 36 ребер жесткости, между ними были листы дюраля, с ребрами жесткости и отверстиями для облегчения конструкции.
Два бензобака, емкостью 284 литра каждый, располагались в крыльях.
Заливное отверстие было диаметром 8.75 см, что позволяло заправку топливом без воронки.
Крылья крепились упорами с боков фюзеляжа, что создавало открытое пространство для обзора из кабины. Поверхность крыла строилась из листового дюраль алюминия толщиной 3,5 мм, гофрированного через каждые 7.5 см полукруглыми волнами. Закрылки были обычными, управлялись независимо и располагались в 30 см от края крыла.
Фюзеляж был сварен из стальных труб по всей длине без переборок. Металлическая обшивка крепилась к пустотелым дюралевым направляющим заклепками. Главный салон был шириной 1.27 м, высотой 1.52 м и длинной 4.27 м, экипирован креслами прикрепленными к полу. Пассажиры заходили в салон через главную дверь с правой стороны, позади кабины пилотов, в то время дверь в кабину пилотов располагалась с левой стороны. В хвосте был туалет и отдел для почты и багажа объемом 1.13 куб. метра
Шасси были из хром молибденового сплава, и были оснащены газовыми амортизаторами. Ширина колеи была 3 м и шасси были
32 х 6
По оснащению было следующее: стартер, магнета, указатель уровня топлива на панели, датчики мотора, высотомер, компас, указатель скорости ветра, часы, указатель угла поворота, датчик давления масла, указатель температуры масла, прерыватель зажигания, огнетушитель.
Первые Фламинго имели гарантию на прочность структуры самолета в 90 дней, но вскоре после демонстрации их прочности, срок гарантии был продлен до 6, а затем и 10 лет, потому что производители были уверены в том, что самолеты так хороши, что не будут нуждаться в заменах структурных элементов и в поверхности обшивки.
Фактом является то, что самолет NC9847 Джимми Анхеля провел 33 года на поверхности Ауянтепуя без серьезных ухудшений.
Технические характеристики:
Обозначение: G-2-W
Тип: Металлический моноплан
Двигатель: Мотор радиального типа P&W Wasp 410 л.с.
Вместимость: 6-8 мест
Длина: 9, 9 m
Высота: 2,9 m
Масса: 1.345 кг
Максимальный вес: 2.545 Kg
Грузоподъемность: 660 Kg
Максимальная скорость: 217 км/ч
Крейсерская скорость: 185 км/ч
Скорость при посадке: 80 км/ч
Скорость подъема: 4,1 м/с
Дальность полета: 1.600 км
Стоимость: $21.000
В след за Фламинго, «Метал Эиркрафт Корпорация» выпустила в 1929 году цельно-металлический самолет «трансшип», другой моноплан с высоким крылом. Компания была продана в сентябре 1929 года Роберту Шрайверу, из Коломбо, Огайо, вместе с авиакомпанией Mason & Dixon. Экономическая депрессия наступившая в США в октябре 1929 означала крах этой, и многих других маленьких и больших самолетостроительных компаний.
Спасение: «Операция Ауянтепуй».
Как говорилась ранее, самолет G-2-W Фламинго «Река Карони» оставался на поверхности Ауянтепуя целых 33 года. В 1964 году, Общество защиты национальных культурного и исторического наследия, в официальном издании министерства внутренних дел от 27 сентября 1964 года № 27.533 признало самолет Джимми Анхеля «Национальным памятником истории», и рекомендовало вытащить его из болота и установить на постамент, проведя необходимые работы по реставрации и предохранению. Не известно какие работы проводились в этом направлении в период с 1964 по 1970.
Вслед за декретом, в 1965 году, Ролан Анхель, один из двух сыновей Джими Анхеля, посетил местонахождение самолёта со своим двоюродным братом Аленом Веллером, с целью установить памятную табличку на самолет. С ними был фотограф журнала «Лайф» Карл Майданс.
В январе 1970, по причине «50-и летнего юбилейного года авиации Венесуэлы», в соответствии с декретом Президента № 213, и как часть программы юбилейного года, было принято решения силами военновоздушных сил Венесуэлы провести операцию по спасению самолета Джимми Анхеля с поверхности горы, потерпевшему аварию 09.10.1937, операции присвоено название «Операция Ауянтепуй» под командованием полковника авиации Эдгара Суавеса Миера и Терана, в начале февраля 1970 года, при поддержке группы воздушного транспорта №6 и группы спецназа № 10 военно-воздушных сил Венесуэлы.
Была идея восстановить самолет у впоследствии поместить на тоже место. Группа была сформирована из полковника Мьера и Терана, подполковника Х.В. Гонзалеса, капитана Х.Е. Лаурентина, военнослужащих Фускса,Мора, Х.А. Вальдеррама, доктора В. Сильва, сержанта Меркая и солдат Луиса Пульгара и Фрациско Монсальве. Гражданские лица — Мартин Товар и Родерик Рюмер (из венесуэльской федерации аероклубов); Нестор Родригез Ламелас ( кинорежиссер), писатель Оскар Янес (с центрального телевидения), Л. Оберто и М.Грихальба (с 5 канала ТВ); Н.Паниц,О.Дом и Монсерат (Группа Спасатели Венесуэлла); Виктор Мальдонадо, Карлос Аренас, Антонио Антонио Маркес Бейо ( Радио Клуб Венесуэлы) и мэр Франциско Марин.
Были задействованы самолет Fairchild C-123 и вертолет Bell UH1H с базы в Канайме. Пилотировал капитан Рафаель Фернандес Лопес, а помощник пилота капитан Переней Браво представлял необходимые данные логистики.
Согласно рассказу Хуана Энрике Лаурентину Рохесу, вначале у спасателей было много сложностей с перемещением в этой зоне. Многие из них терялись в сотне или двух сотнях метров от лагеря, поверхность была очень зыбкой.С целью выиграть время и выполнить задачу немедля был дан приказ начать разборку самолета.
Следуя строгой последовательности разборки, учитывая что хвост самолёта задран вверх, он был перемещен в горизонтальное положение, начали разборку крыльев и с этим не было проблем кроме того что они были очень длинными и их необходимо было разделить на секции и сформировать два тюка с 4-я секциями каждый, которые были отправлены одним рейсом на вертолете на базу в Канайму раньше чем облака затянули поверхность горы.
По поводу этой сцены Оскар Йанес заявил, что :что части самолета возвращаются в места которые так любил, и о которых рассказал всему миру Джимми Анхель.
Три дня продолжалась разборка фюзеляжа, наибольшую сложность представило разборка шасси, опоры и болты на них полностью заржавели. Затем полностью был разобран хвост, отсоединены рули высоты и направления. Все двигалось с большим трудом, после стояния самолета под открытым небом в течении 33 лет.
Части хвостового оперения были отнесены к вертолетной площадке и оттуда были спущены в Канайму.
Затем осталось самое сложное, фюзеляж и мотор; фюзеляж потому что он около 8 метров, и мотор тяжелый по весу, винт которого оставался застрявшим в земле 33 года. Для демонтажа мотора. сняли пропеллер без особых сложностей, потому что с удивлением отметили что шпильки крепления были смазанны машинным маслом.Затем настала очередь фюзеляжа, который нужно было разделить на три части.Которые оттащили к месту отправки в Канайму.
Транспортировка этих частей представляла некоторую сложность, особенно мотор, уже при поднятии в вертолет стропами, начало раскачиваться и бесконтрольно болтаться, что представляло опасность для вертолета, что заставило пилотов вновь приземлится. После нескольких попыток им удалось правильно разместить груз и доставить его на базу. И оттуда, на самолете С-123, Фламинго «Река Карони» был переправлен в Маракай, штат Арагуа, на реставрацию.
Операция по спасению заняла девять дней, с 6 по 15 февраля 1970 года, согласно докладу в издании «Эль Универсаль».
Копия.
Военно-воздушные силы спасшие Металлического Фламинго с намерением починить его и возвратить на свое место на вершине Ауянтепуя. Кроме того они изготовили копию в музее аэронавтики военно-воздушных сил Венесуэлы. Копия была изготовлена Педро Урбано в пропорции 1:1, адаптировав ее к установке мотора Beech 18. Урбано создавал эту копиюмежду 1974 и 1975 годами на протяжении 4-х месяцев.
В источниках не сохранилось сведений с какой целью делалась эта копия. Возможно, собирались установить эту копию на поверхности Ауянтепуя, в то время как оригинальный самолет оставить в музее аэронавтики военно-воздушных сил Венесуэлы. Но давление со стороны штата Боливар направленное на возвращение оригинала, привело к тому что копия осталась в экспозиции музея с 1980 года.
Согласно информации, любезно представленной нашим другом Антонио Мария Валера Оропеса, эта копия, что сначала находилась в музее аеронавтики военно-воздушных сил Венесуэлы,затем была перевезена на воздушную базу Эль Либертадор, чтоб отреставрировать повреждения корпуса, но в конце концов была передана в зону известную как «Эль Карнеро», которая на сегодняшний день не существует.
Оригинал.
Однажды спасшись с Ауянтепуя в 70-м году, с обещанием вернуть его снова на своё место, Металлический Фламинго «Река Карони» прошел процесс реставрации на протяжении 60 дней, и был показан на различных воздушных базах страны по причине «Юбилейного года авиации Венесуэлы».
Было написано много протестов из штата Боливар по поводу того что самолет не вернули после реставрации. Губернатор штата высказал публичный протест в газете «Унверсал» от 29 декабря 1970 года; Алехандро Лаиме, который был гидом фото-журналиста Руфь Робертсон в их экспедиции по определению высоты водопада Анхель, 1949 года, выступил в печати 30 января 1971 года со словами: «Ждём возвращения самолета Джимми на Ауянтепуй».
Не прошло и 10 лет со дня своего спасения с Ауянтепуя, в 1980 году Фламинго «Река Карони» вернулся в штат Боливар.Но он не вернулся на Ауянтепуй. Он был установлен на постамент в сквере Леонардо Руиза Пинеды, в национальном аэропорту Томаса де Эреса, города Сьюдад Боливар, на место своей постоянной «выставки».
Сегодня тот самый выживший самолет стоит на постаменте в садике возле пассажирского аеропорта Томаса де Эреса, города Сьюдад Боливар. Его шасси защищены бетоном от непогоды, вандализма и проходящего неподалеку транспорта.
В начале 2000 некто похожий на пьяного разбился на машине и повредил хвост самолета. Ремонт был сделан благодаря фирме Авенса, но может быть не идеальным образом. Также заметно что некоторые пытаются использовать самолет как урну для мусора и бутылок.
В официальном издании Министерства культуры от 22 июля 2005 года № 38.234 самолет был зарегистрирован в 1 переписи культурного наследия 2004-2005.
Упорное давление на штат Боливар оказывается в отношении того что самолет должен быть вывезен из города. Потому что это уникальный экспонат существующий в мире, и таких в принципе было выпущено мало и необходимобережно хранить его, под крышей построенной для этих целей.
Альфредо Шаель, директор музея транспорта Каракаса представил в правительство штата Боливар несколько проектов, подготовленных адекватно, предлагающих обеспечить хранение в том же самом аэропорту, преобразовав один из имеющихся ангаров в туристический центр, посвященный Гран Саванне и Гуаянскому нагорью. Который расположится вокруг этого знаменитого бесценного экспоната международного значения, в данный момент так ущемленного.
Существуют и другие альтернативы, такие как перевезти экспонат в музей транспорта в Каракас, или вернуть в Музей Аэронавтики военно-воздушных сил в Маракай.
По мнению Карен Анхель, племянницы Анхеля, Джимми никогда и не мечтал, что его самолет признают национальным памятником, или что его принадлежность городу или местонахождение могут стать причиной конфликтов.
Задолго до этого, как то раз, Патриция Грант спрашивала Анхеля не хотел бы он снять самолет с Ауянтепуя, и Джимми отвечал: « Нет, пока он наверху, будет память обо мне»
Виртуальный Фламинго.
Для любителей виртуальных полетов, существует программа виртуального полета на цельнометаллическом Фламинго G-2-W, написанная Краигом Ричардсоном из «Classic Wings/Rara-Avis Sims, которая соответствует версии «Река Карони». Для этой программы Хуан Эрнесто Оропеса написал виды Гран Саванны, скачать это можно кликнув на модель самолета в тексте оригинальной версии статьи на сайте: Статья о самолете Фламинго и Джимми Анхеле на испанском языке
Другие самолеты Анхеля.
Согласно фотокопии бортового журнала полетов Джимми Анхеля, относительно полетов 16 или 18 ноября 1933 года, в котором Анхель сообщает в первый раз о водопаде носящем его имя, полет состоялся на самолете Curtiss-Wright CW-6B Sedan со свидетельством NC431W, с номером 6B-2038, по сути это Travel Air 6000-B, который потом был куплен компанией Куртис-Райт. Был один из 4-х последних самолетов носивших номер Трэвел Эир. Среди наблюдений этого дня, Анхель написал : «Я нашел для себя водопад».
Согласно тому что написано в книге горного инженера Деннинсона, компания ООО «Золото Карони» наняла Джимми Анхеля в 1935 году и направила его в Калифорнию для покупки самолета моноплана Цесна, на котором собирались летать в Венесуэле, по маршрутам в Центральную Америку и Колумбию. Анхель прибыл в Павиче 24 марта 1935 годасо своим братом, и руководителем компании которая его наняла, на одномоторной Цесне красного цвета, совершенно определенно модели Цесна А.Этот самолет не регистрировался в Венесуэле. В тот же день был совершен полет на Ауянтепуй, и именно по этому случаю Деннинсон видел «Водопад Анхель» в первый раз. Этот самолет не перенес ни тяжести эксплуатации, ни климата и был списан.
Последующий самолет — цельнометаллический Фламинго, который остался под открытым небом на поверхности Ауянтепуя, был следующим самолетом Джимми Анхеля в Венесуэле.
Относительно цельнометаллического самолета Гамильтон Н47, №62, свидетельство NC854E, построенный в компании Hamilton Metalplane Company, дочерней компанией производящей пропеллеры, известной как Hamilton Standard, по проекту Джеймса Смита Мак Донела, на тот момент являющимся руковолителем компании.
Этот самолет потерпел крушение в Гондурасе, 20 сентября 1943 года, и его остатки перевезли в Тегусигальпа, на запчасти.
Как занятный анекдот, можно привести историю очевидца, что этот самолет был вымыт в Бока дель Рио, который потом был первым авиа контролером Венесуэлы, дон Рубен Альфонсо Хименес, в 1942 получил от Джимми Анхеля астрономические чаевые. Дон Рубен рассказал свою историю так:
«В конце сороковых, будучи подростком я был на каникулах в Бока дель Рио, и был один знакомый работающий на мойке, когда приземлился самолет это привлекло мое внимание потому что на этой площадке была только мойка. Пилот спросил администратора о наличии механика. Я спросил моего знакомого, кто это был и он сказал: Джимми Анхель. Я в свою очередь удивился потому что читал о его исторических деяниях. Не вдаваясь в детали, он спросил кто хотел бы помыть самолет, никто не ответил, все механики были заняты своей работой и я робко поднял палец. С ведром воды, тряпкой и бензином я выполнил свое обещание. Закончив я сказал: «Ок, Мистер, готово!» Он мне ответил: «Спасибо!» Сунул руку в карман и мне дал 1 фуэрте боливар, такого я не ожидал и не рассчитывал. На эти деньги я наслаждался целую неделю, посмотрел все фильмы в кинотеатре Миранда, научился пить пиво и напоследок купил темные очки чтоб понравится одной девчонке с угла на муравейнике (маракайцы того времени знают где это).
Последний полет Джимми Анхеля.
Конец Джимми Анхеля, как и можно было ожидать пришел в полете.Во время полета в Панаму, во время немного грубой посадки, какой то тяжелый предмет загруженный в самолет отскочил и ударил его по голове. Так что вследствии удара наступил паралич и потеря сознания.
Прошло 8 месяцев в течении которых он итак и не смок оправится от последствий удара, 8 декабря 1956 года он умер.
В 1960 году , его вдова, госпожа Мария Анхель со своими сыновьями Джимми и Роланом и с пеплом своего супруга Джимми, прибыла в Венесуэлу чтоб развеять с самолета над водопадом, названным его именем. Это и было сделано с маленького самолета, в то время как вдова и дети присутствовали на этой церемонии на борту самолета DC-3, запечатлев навечно его союз с водопадом, который помог ему стать известным, также как и сам стал известным.
Книги о Джимми Анхеле и его самолете «Река Карони».
Помимо книги Л.Р. Деннинсона, лишь несколько книг посвящено именно авиатору и его самолёту, среди них:
«Джимми Анхель. Между золотом и дьяволом.» Написана Алфредом Шаелем, директором Музея транспорта в Каракасе.
«Правда или вызов. История Джимми Анхеля». Написано голландским писателем Хен Вилемом Вриесом.
Все написанное выражает моё восхищение конструктором, а также хозяином и пилотом этого замечательного самолета, которые не только открыли символ венесуэльской земли и венесуэльцев, но и выдержали испытание временем несмотря на леность официальных властей. Надеюсь, что этот акт уважения послужит стимулом продолжить дело сохранения замечательного самолета.
Алехандро Ираускин.