Маэстро под флагами

Сенсацией стала новость, что знаменитый российский дирижер Валерий Гергиев возглавит создающийся по инициативе нью-йоркского Карнеги-холла Национальный молодежный оркестр Америки. Новый симфонический коллектив, в который войдут 120 музыкантов от 16 до 19 лет, начнет свою деятельность в 2013 году. Первая репетиционная сессия и дебют оркестра состоятся в концертном зале Перчес-колледжа Университета штата Нью-Йорк, а затем оркестр выступит в вашингтонском Кеннеди-центре, в Москве, в Санкт-Петербурге и в Лондоне. Летом 2014 года оркестр дебютирует в зале своего учредителя — в Карнеги-холле.
«Российская газета» обратилась к Валерию Гергиеву за комментарием, застав маэстро в Каунасе, где 13 января он давал концерт с оркестром и солистами Мариинского театра на сцене недавно построенной Жальгирис-арены. Концерт в гигантском зале, вмещающем более 15000 человек, прошел с огромным успехом, хотя за день до этого в литовских СМИ распространилась информация о том, что визит Гергиева в Литву 13 января — в День защитников свободы и в годовщину трагических событий в Вильнюсе 1991 года, имеет политическую подоплеку. Национальная корпорация литовских студентов Neo-Lithuania организовала молчаливую акцию протеста перед началом концерта, собравшую сто молодых человек. Гергиев был удивлен происходящим и не мог не коснуться этой темы в разговоре, состоявшемся как раз перед концертом.
Валерий Гергиев: Я приехал в Каунас с оркестром Мариинского театра, чтобы сыграть концерт под Старый Новый год, а тут, оказывается, вспоминают события, которые происходили 21 год назад, и кому-то пришло в голову, что я имею специальные задачи. Но при всем моем уважении к Литве и литовскому народу, я человек очень занятой и до вчерашнего дня, пока мне не сообщили, что в Каунасе готовится какая-то акция, просто не держал в памяти эту дату. Я приехал 13 января, потому что это был единственный свободный день в моем графике. У меня сейчас проходит большой тур с оркестром Венской филармонии: мы выступили в Кельне и Ганновере, в следующие два дня у нас будут концерты в Вене, потом — в Омане. Наплыв народа на наши концерты огромный. Мы исполняем нетрадиционную для Венского оркестра программу — русскую: сюиту из «Китежа» Римского-Корсакова, «Озорные частушки» Щедрина, «Классическую симфонию» Прокофьева, Первый концерт Чайковского. В туре выступает Даниил Трифонов, лауреат Конкурса Чайковского. Мы недавно записали с ним Концерт Чайковского на лейбле «Мариинский». В Каунасе он тоже сыграет этот Концерт.
Российская газета: Встречались ли вы с литовской прессой, чтобы разъяснить ситуацию?
Гергиев: Нет, это только пар раздувать. На наш концерт на Жальгирис-арену придут 15000 людей. Мы для них подготовили яркую программу из сочинений Чайковского, Бородина, Моцарта, Верди, Россини, Пуччини, Иоганна Штрауса с участием солистов Мариинского театра. Для меня это выступление — музыкальное событие, в котором нет ни грамма политики или «империалистических задач».
РГ: Новостью стала информация о том, что вы возглавите Национальный молодежный оркестр США. Что можете сказать об этом проекте?
Гергиев: Молодежный оркестр создается по инициативе Карнеги-холла — лидирующей культурной организации Америки, и Рокфеллеровского фонда. Мне предложили возглавить этот оркестр. Пока могу сказать, что это будет технически оснащенный коллектив, собирать музыкантов будут очень тщательно. Думаю, что все лучшие музыкальные вузы Америки, где учатся не только американцы, но и представители Китая, Кореи, Японии, европейских стран, примут участие в этом проекте. Для меня, как президента Конкурса Чайковского, это также возможность познакомиться с огромным количеством молодых исполнителей.
РГ: Новый оркестр позиционируется как Национальный американский оркестр. Кастинг не будет ограничен гражданами США?
Гергиев: Американцы как раз и сильны тем, что не считают зазорным для себя, чтобы одаренные русские, латиноамериканские, европейские или азиатские музыканты играли в их оркестрах. Они собирают все, что есть лучшего в мире. Мы пока только начинаем это делать, покупая, скажем, футбольных игроков, хотя и втридорога. В музыкальном мире тоже, если мы и получаем звезд первого уровня, происходит это, как правило, потому, что в России им платятся двойные, тройные гонорары. Я не против того, чтобы замечательные артисты хорошо зарабатывали, но надо делать все, чтобы не количество денег, а престиж выступить в Москве или в Петербурге, был для них определяющим.
РГ: Вы уже думали, какой репертуар предложите Молодежному американскому оркестру?
Гергиев: Это будет мощный симфонический репертуар. Точно будет Шостакович, будут крупные русские композиторские имена. В оркестр должны попасть очень сильные инструменталисты. А как вдохнуть в коллектив жизнь, музыкальные идеи, звуковую индивидуальность — это уже вопрос репетиций и работы. У меня такой опыт есть: практически со всеми известными в мире молодежными оркестрами я уже работал. Назову замечательно организованный Pacific Music Festival (PMF) и его молодежный оркестр в Саппоро, созданный великим Леонардом Бернстайном; Молодежный фестивальный оркестр в Вербье и оркестр Шлезвигхольштейнского фестиваля в Германии. Во времена СССР, в 90-м году существовал советско-немецкий молодежный оркестр, с которым я тоже работал. Многие их тех музыкантов играют теперь в Берлинской, в Венской филармониях, в московских оркестрах, в Заслуженном коллективе, в оркестре Мариинского театра.
РГ: Сегодня один из самых знаменитых оркестров мира — Молодежный оркестр Венесуэлы. Но он работает не как фестивальный, а как базовый коллектив.
Гергиев: Я думаю, что инициатива Карнеги-холла — это, своего рода, реакция на огромный успех Молодежного оркестра Венесуэлы в мире. Я приглашал Венесуэльский оркестр, и они ярко выступили в Петербурге и в Москве с Густаво Дудамелем. Удивительно, что такое явление возникло в Латинской Америке, а не в России, в Австрии или Германии, где музыкальное образование всегда было на высоком уровне.
РГ: Под впечатлением от Венесуэльского оркестра вы призывали, чтобы в России развивалась такие проекты.
Гергиев: Мне, наверное, надо уже не призывать, а, как только достроим Мариинку-2, создавать — в одиночку или с кем-то из коллег, такой коллектив. Но в нашем случае нужна особая выверенность: готовить кадры для того, чтобы они потом ушли в зарубежные оркестры, — на это тратить силы смысла нет. Из американского молодежного оркестра, например, музыканты вряд ли побегут в российские коллективы. Значит нам прежде надо еще целый ряд проблем решить.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Легко снимать здесь http://rent.com.md/2/.